Монтаж сборных конструкций зданий - комплексный строительный процесс, включающий в себя транспортирование конструкций с завода - изготовителя, их промежуточное складирование, укрупнительную сборку, подачу под монтаж и собственно установку конструкции в проектное положение.
Для многих конструкций перечисленные составляющие комплексного строительного процесса выполняются не в полном объеме. Для конструкций типовых зданий наиболее распространены схемы:
транспортирование -> промежуточное складирование -> монтаж (установка в проектное положение);
транспортирование -> монтаж (установка в проектное положение) с транспортных средств без промежуточного складирования.
Установка конструкций в проектное положение может производиться способом наращивания, подращивания, надвижки, поворота.
Процесс монтажа конструкций наиболее распространенным способом наращивания заключается в последовательном выполнении следующих операций:
- подготовка конструкции и ее основания к монтажу;
- строповка конструкции (присоединение к крюку монтажного крана);
- подъем конструкции (в некоторых случаях с переводом в проектное положение), перемещение к месту установки, установка в положение по возможности наиболее близкое к проектному;
- выверка и временное закрепление;
- расстроповка;
- постоянное проектное закрепление.
Любое здание собирается из конструкций нескольких видов. С точки зрения очередности монтажа конструкций в здании различают методы монтажа:
- раздельный;
- комплексный;
- комбинированный.
При раздельном методе монтажа на здании или на его части - захватке поочередно монтируют все конструкции одного вида, затем все конструкции другого вида и т.д.
При комплексном методе монтируются все конструкции одной ячейки здания (наименьшей части здания в плане, обладающей собственной устойчивостью), затем второй, третьей, и т.д.
При раздельном монтаже обеспечивается более высокая производительность, вследствие получения монтажниками определенных навыков при сравнительно продолжительном монтаже одинаковых конструкций и экономии времени на смене строповочных приспособлений. Определенный экономический эффект может быть получен при использовании для разных конструкций разных по грузоподъемности кранов.
При комплексном методе монтажа может быть сокращена общая продолжительность строительства объекта за счет более раннего начала выполнения последующих работ в смонтированных ячейках здания.
В реальных условиях, в соответствии с планировочно-конструктивными решениями и условиями производства работ, монтаж зданий ведется преимущественно комбинированным методом - часть конструкций монтируется раздельно, другая часть - комплексным методом.
Для монтажа отдельных большепролетных конструкций приходится специально проектировать и изготавливать индивидуальные подъемные устройства предназначенные для разового использования на данном сооружении. Как для любого технического решения выбор такого варианта обусловливается технико-экономическими расчетами.
Например, когда строятся ангары быстровозводимые для самолётов имеющие большие размеры для монтажа применяются специально собранные монтажные шевры - конструкции с тремя трубчатыми наклонными опорами и полиспастами.
Подстропильные фермы собираются у места монтажа между опорами двух шевров в горизонтальном положении. Готовая форма кантуется в вертикальное положение системой горизонтальных полиспастов и поднималась на проектные отметки с помощью вертикальных полиспастов.
Смещением подвижной опоры шевров ферма сдвигается в проектное плановое положение и опускается на опоры. Стропильные фермы, опирающиеся одним концом на подстропильные фермы, а другим - на железобетонные колонны, связи и плиты покрытия монтируются одним серийно выпускаемым самоходным стреловым краном грузоподъемностью 63 т.
Другой пример - монтаж пролетных конструкций большепролетного купола цирка с помощью радиально-поворотного устройства.